Российские законы предъявляют обязательные требования ко всем этикеткам. Если неправильно оформить или не указать какую-либо информация, то можно получить штраф от Роспотребнадзора. Разбираемся, как этого избежать.
Какая информация должна быть на этикетке?
Закон требует, чтобы покупатель мог изучить характеристики товара перед покупкой. Содержание этикетки зависит от вида товара, но есть и базовые моменты для всех категорий. Они регулируются в законом «О защите прав потребителей» и подзаконных нормативных актах.
На этикетке точно должно быть:
Название
Адрес и контакты изготовителя, уполномоченной организации или импортера.
Сведения о потребительских свойствах: состав, срок службы или годности, условия хранения и эксплуатации и т. п.
Знак EAC. Он указывает на соответствие товара техническим регламентам Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Также размещают технические параметры. Но это опционально:
Штрихкод — линии, которые мы пробиваем на кассе в супермаркете. Нужны для автоматической идентификации и отслеживания товаров;
Артикул — код для распознавания и классификации товара в системе учета магазина или склада. Нужен, чтобы различать ассортимент по цвету, изготовителю или иным свойствам.;
Товарный знак. Помните, что тут уже наступает момент авторских прав;
Код Data Matrix — используется для товаров с обязательной регистрацией в системе «Честный знак». Позволяет отследить движение товара от импортера до потребителя.
Что должно быть на этикетке разных категорий товаров?
К этикетка на еду самые строгие требования со стороны закона. Они прописаны в третьем разделе ГОСТ Р 51 074−2003.
Наименование товара, указывающее на его вид и особенности. Нельзя просто написать «ягода». Нужно писать «клубника». Если у товара есть какое-то свойство, его тоже нужно указывать. Например, «пастеризованное молоко».
Масса или объем продукта. Ипользуются в граммы, килограммы, литры или миллилитрых. Если товар находится в жидкости, например маринованные огурцы, то указывается вес основного товара — огурцов;
Пищевая ценность, включая калорийность и содержание белков, жиров, углеводов.
Назначение продукта. Например, для детского питания.
Способ приготовления для концентрированных продуктов и полуфабрикатов.
Условия хранения.
Срок годности, с точными датами или периодом использования после вскрытия.
Состав продукта с указанием всех ингредиентов и добавок, включая аллергены: глютен, орехи, соя и т. п.
На этикетке продуктов питания запрещено указывать информацию, которая может вводить потребителя в заблуждение, такую как:
Название продукта, не соответствующее его реальному составу. Например, обозначение растительного маргарина как сливочное масло.
Наличие ингредиента, если в продукте использован только ароматизатор, имитирующий его вкус или аромат. «Клубничный йогурт» без настоящих ягод, должен быть обозначен как «йогурт с ароматом клубники».
Утверждения о продукте как «экологически чистом».
Требования к этикетке косметики регулирует ГОСТ 28 303–2017.
Наименование и назначение продукции. Например, «Очищающий гель для умывания», а для детской косметики уточняется возраст, например «Шампунь для детей с трех лет».
Объем или масса продукта.
Цвет или тон для декоративной косметики.
Массовая доля фторида для зубных паст.
Срок годности и условия использования после вскрытия упаковки.
Меры предосторожности.
Способы применения. Например, «наносить на чистую кожу».
Полный список ингредиентов в порядке убывания концентрации.
Информация для обращения по качеству товара.
Номер партии или специальный код для идентификации. Последнее нужно, чтобы оперативно изъять партию, если она окажется бракованной.
Информация должна быть четкой и несмываемой на протяжении всего срока годности. Например, этикетка геля для душа не должна смыться водой.
Информация на бирках и этикетках для одежды регулируется ГОСТ 10 581–91. Там указано на какие части одежды следует прикреплять бирку. В информации на самой этикетке должно быть следующее:
Модель изделия;
Размер;
Цвет;
Наименование изделия по ГОСТу 17 037−2022: Этот стандарт перечисляет все наименования одежды. Для удобства в ГОСТе приведены иллюстрации, детализирующие различия между такими понятиями, как ветровка, парка, анорак, бомбер и косуха.
Состав. Например, «100% хлопок».
Какие штрафы грозят за неправильную информацию на этикетке?
Роспотребнадзор создал градации кому и на сколько денег можно выписать штраф за неправильную этикетку.
Если этикетка без данных об изготовителе, тогда оштрафуют:
ИП и руководителя компании — от 3000 до 4000 ₽;
малое предприятие — от 15 000 до 20 000 ₽;
средние и крупные компании — от 30 000 до 40 000 ₽.
За некорректные или ложные сведения. Например, за неправильный срок годности штраф составит:
для руководителя компании или ИП — от 12 000 до 20 000 ₽;
для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 ₽;
для средних и крупных компаний — от 100 000 до 500 000 ₽.
Если на этикетке преувеличить вес или объём товара, штрафы составят:
для ИП или руководителя компании — от 10 000 до 30 000 ₽;
для малых предприятий — от 10 000 до 25 000 ₽;
для средних и крупных компаний — от 20 000 до 50 000 ₽.
Итого
У товара должна быть этикетка. Этого требует закон.
Информацию на этикетке регулирует закон «О защите прав потребителей» и ГОСТы.
Для отдельных категорий товаров — еда, одежда, косметика — свои требования к содержанию этикетки. Самые строгие — к продуктам питания.
Если информации нет или она неверная, то Роспотребнадзор выпишет штраф.
Сложно? Мы поможем!
Оставьте заявку на этикетку в ЭЗК. Наши специалисты помогут вам правильно составить этикетку для каждой категории товара.